- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 (перейти)
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 (перейти)
- Приказ об утверждении ФГОС ООО
- Приказ об утверждении ФГОС НОО
- Приказ об утверждении ФГОС СОО
- Приказ об утверждении ФГОС ОВЗ
- Приказ Министерства просвещения РФ Об утверждении ФОП начального общего образования от 18.05.2024 №372
- Приказ Министерства просвещения РФ Об утверждении ФОП основного общего образования от 18.05.2023 № 370
- Приказ Министерства просвещения РФ Об утверждении ФОП среднего общего образования от 18.05.2024 №371
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 24.11.2022 № 1023
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 24.11.2022 № 1025
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего (ФГОС НОО), основного общего (ФГОС ООО), среднего (полного) общего (ФГОС СОО), начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Изменения в образовательных стандартах
ФГОС-2022
В августе 2022 года во ФГОС третьего поколения внесли правки.
Общие изменения для 1–9 классов:
- Появились основания для деления школьников на группы:
— по успеваемости;
— образовательным потребностям и интересам;
— полу;
—особым общественным и профессиональным целям.
Исключены такие основания, как психическое и физическое здоровье. Предполагается, что такой подход позволит сделать образование более инклюзивным.
- Школа может выдавать и печатные, и электронные учебники и учебные пособия. Раньше нужно было обеспечивать каждого ученика печатными учебниками. Сейчас для начальной школы — только по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению и иностранным языкам. Эти изменения вступили в силу с 28 августа 2022 года. Для основной школы — только по русскому языку, математике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам и информатике. Для других предметов — организация сама решает, электронные будут учебники или печатные. Так обучение становится более удобным для организации, педагогов и школьников.
Основное общее образование — с 5 по 9 класс:
- Введено обязательное изучение основ духовно-нравственной культуры народов России. Содержание и результаты изучения чётко регламентированы методической документацией Минпросвещения. У родителей и учеников больше нет возможности выбирать курсы в рамках этой области. Изучение предмета вводится поэтапно, начиная с 2023/24 учебного года.
Среднее общее образование — с 10 по 11 класс:
- В рамках личностных результатов внимание уделяется развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, воспитанию патриотизма, в том числе идейной убеждённости, готовности к служению и защите Отечества. Ранее личностные результаты были сформулированы обобщённо.
- В последних изменениях ФГОС появились и метапредметные результаты, которые связаны с овладением навыками:
— логики, исследовательской деятельности, работы с информацией;
— коммуникации — общения детей, их совместной деятельности;
— самоорганизации, самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других людей. Ранее во ФГОС навыки этой группы не учитывались.
- Предметные результаты максимально конкретизированы — теперь есть чёткие содержательные и количественные параметры результатов для каждого предмета. Например, указаны конкретные литературные произведения, источники, теории, формулы, грамматические конструкции, виды деятельности и навыки, которые должны осваивать школьники на том или ином занятии.
- Исключён допуск к прохождению ГИА по завершении изучения отдельных учебных предметов после 10-го класса.
- Учебный план формируется за счёт введения профильных предметов. В учебный план профиля должны входить не менее 13 учебных предметов: русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. При этом как минимум два предмета из этого списка, относящиеся к соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области, должны изучаться на углублённом уровне. Всего профилей пять: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.
ФГОС-2023
С 1 сентября 2023 года во ФГОС третьего поколения внесли ещё несколько изменений.
- В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
- В старшей школе изменили объём учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объём сократили на 74 часа. Теперь максимальный объём аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
- Изменился подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углублённо.
- В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественнонаучные предметы» соответственно.
Введение федеральных основных образовательных программ
(ФООП) с 01.09.2023
Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП Федерального уровня.
С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Школы обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).