Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Обычная версия
Среда, 05 Август 2015 17:37 | Раздел: Школьный музей

История школьного мемориального музея имени М.И. Талыкова

История развития музея

Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего школьного государства является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и краеведческую работу.

Музей лётчика – штурмовика М. И. Талыкова, ученика нашей школы, был открыт 3 ноября 1975 года, его руководителем стала Небогатикова Тамара Кузьминична.

Поисковая группа музея во главе с Т. К. Небогатиковой проводила огромную работу по сбору документов о жизни и подвиге М. И. Талыкова, 7 гвардейского ордена Ленина Краснознамённого Севастопольского штурмового авиаполка и друзей Талыкова.

Ребята с руководителем ездили на место гибели Михаила Ивановича в город Темрюк, на встречи с ветеранами 7 гвардейского штурмового авиаполка в город - герой Керчь, совершили поездку на место Курской битвы, встречались с командиром М. И. Талыкова, Героем Советского Союза Емельяненко В. Б.

Дети вели активную переписку с друзьями Михаила Ивановича по авиаполку.

Музейную экспозицию о жизни и подвиге М. И. Талыкова помогали собирать родственники и друзья Талыкова, учителя и ученики школы.

Школьный музей – хранитель истории нашей школы.

Цели и задачи школьного музея

  • формирование родиноведческих ценностей школьников и качеств патриота и гражданина;
  • помощь ребятам понять очарование и красоту края, где они родились и живут, узнать его историю и памятники культуры;
  • познакомить с замечательными людьми, которые приносят славу родной школе, городу, области;
  • способствовать воспитанию любви к своей малой Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, стремление следовать и укреплять ее традиции и авторитет;
  • развивать умение ребят вести поисковую и исследовательскую работу;
  • проводить экскурсии, готовить и выступать с сообщениями, принимать участие в городских и областных конкурсах и конференциях по краеведению.

Содержание работы музея

Образовательная среда музея школы № 2 включает в себя пять составных элементов:

  • Образовательная функция
  • Досуговая функция
  • Проектная деятельность
  • Поисково-исследовательская функция
  • Внутришкольное учреждение дополнительного образования

Программа деятельности музея

  • Экскурсии, интерактивные выставки, экспозиции, образовательные проекты - элементы образовательной среды школьного музея. В процессе их создания реализуются образовательные программы дополнительного образования. На базе нашего музея работают «Школа юного экскурсовода» и «Школа актива музея», где учащиеся 5-9 классов могут попробовать себя в различных сферах музейной деятельности: военно-патриотической, поисковой, историко-исследовательской, экскурсионной.
  • Поисково - исследовательская работа, как деятельностная основа образовательной среды школьного музея. В исследовательской работе школьного музея следует особо выделить методы социологического опроса и интервьюирование. Предмет и проблемы опроса обычно связаны с историческими эпохами и современностью.

Через общение с широким кругом людей (ветеранами войны, тыла, педагогического труда, бывшими учащимися школы, работающими учителями) ребята глубже осознают важность и необходимость музейной работы, получают неоценимый опыт социально и нравственного становления.

  • Сейчас готовится проект «Праздник в музее».

Музейные праздники - тематические мероприятия (из «Календаря знаменательных дат») на базе школьного музея. Музейные праздники (форма работы детского общественного объединения – школьного музея) позволяет выявить у учащихся потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Это хорошая возможность для организации межличностных отношений, потребностей школьников в содержательном общении.

Основные направления поисковой исследовательской работы

  1. Биография и подвиг М. И. Талыкова.
  2. История родной школы
  3. История города
  4. История области
  5. История ВОВ

Разделы экспозиции

  • Жизнь и подвиг лётчика-штурмовика Михаила Ивановича Талыкова, бывшего ученика школы №2.
  • Славный путь 7 гвардейского ордена Ленина Краснознамённого Севастопольского штурмового авиаполка.
  • Встречи с ветеранами 7 гвардейского ордена авиаполка в городе Керчи (1975, 1980, 1988 г.г.).
  • Друг и командир М. И. Талыкова – Емельяненко Василий Борисович.
  • Они сражались за Родину (ученики, учителя, друзья школы).
  • Страницы истории музея (посвящённые 25-летию школьного музея).
  • 100 лет народному образованию Верхнепышминского района.
  • История школы – судьбы учителей.
  • Геологический (минералы и горные породы Верхнепышминского района).

Краткая характеристика фонда музея

В школьном музее содержатся архивные материалы, собранные совместно с учащимися школы.

Материалы, посвященные военной истории:

  • герои ВОВ – друзья 7 гвардейского штурмового авиаполка;
  • «Михаил Талыков – наш земляк и ученик нашей школы»;
  • анкеты участников ВОВ;
  • фотографии участников ВОВ, биографические данные, воспоминания, вырезки из газет, переписка с лётчиками-штурмовиками 7 гвардейского авиаполка.
  • книги Емельяненко В. Б. о подвигах 7 гвардейского ордена Ленина Краснознамённого Севастопольского штурмового авиаполка.

Материалы, посвященные истории школы:

  • анкеты учителей, работающих и работавших в школе;
  • фотографии важных дел, классных коллективов и исторических школьных мероприятий;
  • альбомы – архивы выпускников СОШ №2;
  • грамоты, полученные педагогическим коллективом школы, командами учащихся, индивидуальные и групповые за достижения в спорте, творчестве, учёбе.

Музейные предметы военной истории:

  • военная парадная офицерская форма;
  • раритетные экспонаты: обломки самолёта, кобура, планшет лётчика-штурмовика, лётный шлем;
  • гильзы от пулемёта, ружья, бронебойного снаряда, лента для патронов и т. д.

Музейные предметы школьной истории:

  • символический ключ от нового здания школы №2;
  • школьная форма времен бабушек и дедушек, мам и пап, нынешних первоклассников;
  • атрибуты пионерской и комсомольской организации;
  • кубки, медали, завоёванные учениками школы в конкурсах и спортивных соревнованиях.

Виды деятельности

  • Научно – исследовательская работа «Отчизны верные сыны»;
  • Поисковая работа «И юности снится бессмертная слава героев»;
  • «Они стали педагогами…»
  • Этнографическая работа «Дела давно минувших дней…»
  • Проектная «Праздник в музее»

Формы проведения занятий

  • Встречи с интересными людьми (ветераны, старожилы, граждане города и т.д.).
  • Работа с документами (архивы, библиотеки).
  • Экскурсии (по памятным местам города, области).
  • Беседы, классные часы с использованием мультимедийных презентаций, фильмов, театрализованные представления, праздники в музее.
  • Организация выставок.
  • Оформление стендов, рефератов, работ.

Материальная база музея

Сейчас экскурсии проводятся с применением новых компьютерных технологий.

Созданы мультимедийные фильмы:

  • «История музея им. М.И. Талыкова»
  • «Символы государства Российского»
  • «Символы области, города»
  • «С Днём защитника Отечества!» - по истории российской Армии
  • «Знаменитые музеи России»
  • «Не расстанусь с комсомолом…» (к 90-летию ВЛКСМ)
  • «Экскурсия по улице Талыкова» - клип – фильм
  • «Семь чудес нашего города» (к 125-летию города)

Пополнение банка медиа-экскурсий продолжается. К созданию их привлекаются учащиеся школы.

Накануне праздников в музее проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда, концерты учеников школы для ветеранов войны и труда.

Экскурсионно-просветительная деятельность музея

Тематика экскурсий:

  1. Великая отечественная Война - (40 минут):
    • Обзор основных событий 1941 – 1945 гг:
      • «В этот день началась война…»
      • «Дети и война»
      • «Блокадный Ленинград»
      • «Женщины войны»
      • «Этот день Победы…»
    • Биография и подвиг М. И. Талыкова.
    • Участники войны, жившие и живущие в нашем городе.
  2. История народного образования - (40 минут):
    • Из истории народного образования:
      • «Как учились наши бабушки»
      • «Что написано пером…» (история ручки)
    • История нашей школы.
    • Лучшие педагоги школы.
    • «История музея М. И. Талыкова».
  3. История быта (19 век – 20 век) - (30 минут):
    • Происхождение вещей
      • «Как нитки в доме появились»
      • «История шарфика»
    • Обзор экспонатов, представленных в экспозиции.
  4. Краеведение – (20 минут):
    • Откуда взялись Уральские горы.
    • Минералы и горные породы Верхнепышминского района.
    • История герба и флага Свердловской области, города Верхней Пышмы.
    • Имена героев в названии улиц нашего города.
    • Семь чудес нашего города.
    • Экскурсия по улице Талыкова (клип-фильм).

Экскурсии сопровождаются показом мультимедийных презентаций. Любая новая выставка также сопровождается экскурсиями. Экскурсии, занятия в музее проводятся как педагогами, так и юными экскурсоводами.

Двери нашего школьного музея открыты для всех учащихся школы и гостей. Экскурсии проводятся по заявкам учащихся, в дни открытых дверей, к памятным историческим датам, в день встречи выпускников.

Руководитель музея Дерябин Александр Константинович

Прочитано 6331 раз