Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего школьного государства является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и краеведческую работу.
Музей лётчика – штурмовика М. И. Талыкова, ученика нашей школы, был открыт 3 ноября 1975 года, его руководителем стала Небогатикова Тамара Кузьминична.
Поисковая группа музея во главе с Т. К. Небогатиковой проводила огромную работу по сбору документов о жизни и подвиге М. И. Талыкова, 7 гвардейского ордена Ленина Краснознамённого Севастопольского штурмового авиаполка и друзей Талыкова.
Ребята с руководителем ездили на место гибели Михаила Ивановича в город Темрюк, на встречи с ветеранами 7 гвардейского штурмового авиаполка в город - герой Керчь, совершили поездку на место Курской битвы, встречались с командиром М. И. Талыкова, Героем Советского Союза Емельяненко В. Б.
Дети вели активную переписку с друзьями Михаила Ивановича по авиаполку.
Музейную экспозицию о жизни и подвиге М. И. Талыкова помогали собирать родственники и друзья Талыкова, учителя и ученики школы.
Школьный музей – хранитель истории нашей школы.
Цели и задачи школьного музея
- формирование родиноведческих ценностей школьников и качеств патриота и гражданина;
- помощь ребятам понять очарование и красоту края, где они родились и живут, узнать его историю и памятники культуры;
- познакомить с замечательными людьми, которые приносят славу родной школе, городу, области;
- способствовать воспитанию любви к своей малой Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, стремление следовать и укреплять ее традиции и авторитет;
- развивать умение ребят вести поисковую и исследовательскую работу;
- проводить экскурсии, готовить и выступать с сообщениями, принимать участие в городских и областных конкурсах и конференциях по краеведению.
Содержание работы музея
Образовательная среда музея школы № 2 включает в себя пять составных элементов:
- Образовательная функция
- Досуговая функция
- Проектная деятельность
- Поисково-исследовательская функция
- Внутришкольное учреждение дополнительного образования
Программа деятельности музея
- Экскурсии, интерактивные выставки, экспозиции, образовательные проекты - элементы образовательной среды школьного музея. В процессе их создания реализуются образовательные программы дополнительного образования. На базе нашего музея работают «Школа юного экскурсовода» и «Школа актива музея», где учащиеся 5-9 классов могут попробовать себя в различных сферах музейной деятельности: военно-патриотической, поисковой, историко-исследовательской, экскурсионной.
- Поисково - исследовательская работа, как деятельностная основа образовательной среды школьного музея. В исследовательской работе школьного музея следует особо выделить методы социологического опроса и интервьюирование. Предмет и проблемы опроса обычно связаны с историческими эпохами и современностью.
Через общение с широким кругом людей (ветеранами войны, тыла, педагогического труда, бывшими учащимися школы, работающими учителями) ребята глубже осознают важность и необходимость музейной работы, получают неоценимый опыт социально и нравственного становления.
- Сейчас готовится проект «Праздник в музее».
Музейные праздники - тематические мероприятия (из «Календаря знаменательных дат») на базе школьного музея. Музейные праздники (форма работы детского общественного объединения – школьного музея) позволяет выявить у учащихся потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Это хорошая возможность для организации межличностных отношений, потребностей школьников в содержательном общении.
Основные направления поисковой исследовательской работы
- Биография и подвиг М. И. Талыкова.
- История родной школы
- История города
- История области
- История ВОВ
Разделы экспозиции
- Жизнь и подвиг лётчика-штурмовика Михаила Ивановича Талыкова, бывшего ученика школы №2.
- Славный путь 7 гвардейского ордена Ленина Краснознамённого Севастопольского штурмового авиаполка.
- Встречи с ветеранами 7 гвардейского ордена авиаполка в городе Керчи (1975, 1980, 1988 г.г.).
- Друг и командир М. И. Талыкова – Емельяненко Василий Борисович.
- Они сражались за Родину (ученики, учителя, друзья школы).
- Страницы истории музея (посвящённые 25-летию школьного музея).
- 100 лет народному образованию Верхнепышминского района.
- История школы – судьбы учителей.
- Геологический (минералы и горные породы Верхнепышминского района).
Краткая характеристика фонда музея
В школьном музее содержатся архивные материалы, собранные совместно с учащимися школы.
Материалы, посвященные военной истории:
- герои ВОВ – друзья 7 гвардейского штурмового авиаполка;
- «Михаил Талыков – наш земляк и ученик нашей школы»;
- анкеты участников ВОВ;
- фотографии участников ВОВ, биографические данные, воспоминания, вырезки из газет, переписка с лётчиками-штурмовиками 7 гвардейского авиаполка.
- книги Емельяненко В. Б. о подвигах 7 гвардейского ордена Ленина Краснознамённого Севастопольского штурмового авиаполка.
Материалы, посвященные истории школы:
- анкеты учителей, работающих и работавших в школе;
- фотографии важных дел, классных коллективов и исторических школьных мероприятий;
- альбомы – архивы выпускников СОШ №2;
- грамоты, полученные педагогическим коллективом школы, командами учащихся, индивидуальные и групповые за достижения в спорте, творчестве, учёбе.
Музейные предметы военной истории:
- военная парадная офицерская форма;
- раритетные экспонаты: обломки самолёта, кобура, планшет лётчика-штурмовика, лётный шлем;
- гильзы от пулемёта, ружья, бронебойного снаряда, лента для патронов и т. д.
Музейные предметы школьной истории:
- символический ключ от нового здания школы №2;
- школьная форма времен бабушек и дедушек, мам и пап, нынешних первоклассников;
- атрибуты пионерской и комсомольской организации;
- кубки, медали, завоёванные учениками школы в конкурсах и спортивных соревнованиях.
Виды деятельности
- Научно – исследовательская работа «Отчизны верные сыны»;
- Поисковая работа «И юности снится бессмертная слава героев»;
- «Они стали педагогами…»
- Этнографическая работа «Дела давно минувших дней…»
- Проектная «Праздник в музее»
Формы проведения занятий
- Встречи с интересными людьми (ветераны, старожилы, граждане города и т.д.).
- Работа с документами (архивы, библиотеки).
- Экскурсии (по памятным местам города, области).
- Беседы, классные часы с использованием мультимедийных презентаций, фильмов, театрализованные представления, праздники в музее.
- Организация выставок.
- Оформление стендов, рефератов, работ.
Материальная база музея
Сейчас экскурсии проводятся с применением новых компьютерных технологий.
Созданы мультимедийные фильмы:
- «История музея им. М.И. Талыкова»
- «Символы государства Российского»
- «Символы области, города»
- «С Днём защитника Отечества!» - по истории российской Армии
- «Знаменитые музеи России»
- «Не расстанусь с комсомолом…» (к 90-летию ВЛКСМ)
- «Экскурсия по улице Талыкова» - клип – фильм
- «Семь чудес нашего города» (к 125-летию города)
Пополнение банка медиа-экскурсий продолжается. К созданию их привлекаются учащиеся школы.
Накануне праздников в музее проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда, концерты учеников школы для ветеранов войны и труда.
Экскурсионно-просветительная деятельность музея
Тематика экскурсий:
- Великая отечественная Война - (40 минут):
- Обзор основных событий 1941 – 1945 гг:
- «В этот день началась война…»
- «Дети и война»
- «Блокадный Ленинград»
- «Женщины войны»
- «Этот день Победы…»
- Биография и подвиг М. И. Талыкова.
- Участники войны, жившие и живущие в нашем городе.
- Обзор основных событий 1941 – 1945 гг:
- История народного образования - (40 минут):
- Из истории народного образования:
- «Как учились наши бабушки»
- «Что написано пером…» (история ручки)
- История нашей школы.
- Лучшие педагоги школы.
- «История музея М. И. Талыкова».
- Из истории народного образования:
- История быта (19 век – 20 век) - (30 минут):
- Происхождение вещей
- «Как нитки в доме появились»
- «История шарфика»
- Обзор экспонатов, представленных в экспозиции.
- Происхождение вещей
- Краеведение – (20 минут):
- Откуда взялись Уральские горы.
- Минералы и горные породы Верхнепышминского района.
- История герба и флага Свердловской области, города Верхней Пышмы.
- Имена героев в названии улиц нашего города.
- Семь чудес нашего города.
- Экскурсия по улице Талыкова (клип-фильм).
Экскурсии сопровождаются показом мультимедийных презентаций. Любая новая выставка также сопровождается экскурсиями. Экскурсии, занятия в музее проводятся как педагогами, так и юными экскурсоводами.
Двери нашего школьного музея открыты для всех учащихся школы и гостей. Экскурсии проводятся по заявкам учащихся, в дни открытых дверей, к памятным историческим датам, в день встречи выпускников.
Руководитель музея Дерябин Александр Константинович