Модель детского ученического самоуправления
Описание модели самоуправления
Детское самоуправление – это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Основная цель нашего ученического самоуправления – подготовка учеников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов ученического самоуправления обеспечивает возможность каждому ученику, воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать нам процесс воспитания в школе поистине демократическим.
Понятие "процесс развития детского самоуправления" употребляется нами в смысле последовательной смены состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод детского коллектива из системы управляемой в систему самоуправляемую.
Модель развития сомоуправления в ученическом коллективе МАОУ "СОШ №2"
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы.
Одной из главных задач самоуправления является всемерное развитие активности как отдельных учеников, так и отдельных ученических коллективов. Поэтому органы самоуправления реализуют функции как самоактивизации, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.
Школьное самоуправление учащихся представлено ШДР "Альтаир".
Главный девиз в жизни ШДР "Если звезды зажигаются – это кому-нибудь нужно".
Девиз символизирует готовность ребят принять на себя ответственность выступить в роли лидера, способного принять решение и отвечать за свои поступки.
Республика имеет свой флаг, герб, гимн, конституцию, где изложены права и обязанности всех членов ШДР "Альтаир".
Каждый класс - город входящий в состав ШДР.
Гимн.
на музыку А.Пахмутовой
С неба лиловые падают звезды,
Даже желанье придумать не просто.
На небосклоне привычных квартир
Пусть загорится звезда "Альтаир".
Припев: Звездопад, звездопад,
Это к счастью друзья говорят!
Мы оставим на память для школы
Эту песню для новых ребят.
Что пожелать вам, мальчишки, девченки?
Встретиться снова бы в нашей сторонке.
Будет и солнце, и радотный смех,
Будет и общее дело на всех.
Пусть перед нами дороги земные,
Слышим мы дальних миров позывные.
Юность и песню, и крылья дала
Тем, кто поверил в созвездье "Орла".
Как бесконечные звездные дали,
Мы бы на яркость людей проверяли.
Прав лишь горящий, презревший покой,
К людям летящий яркой звездой.
Конституция
школьной республики "Альтаир"
Главная цель:
- Активное участие в общественной жизни учащихся - представителей городов-классов в жизненном пространстве школы;
- Помощь человеку - гражданину республики развивать и совершенствовать свое развитие личности, свои организаторские способности, помочь найти свое место в обществе;
- Создать конституцию республики, законы и другие документы;
- Обеспечить защиту прав граждан республики.
Основные принципы, ценности республики:
- Сохранение культурных традиций России;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Бережное отношение к природной среде, друг к другу;
- Активное включение каждого гражданина республики в полезную деятельность
Глава 1.
Права и обязанности граждан республики "Альтаир"
- Все граждане республики "Альтаир" обладают равными гражданскими правами.
- Каждый гражданин имеет право действовать по своему усмотрению беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом достоинство и свободу других людей.
- Каждый гражданин имеет право на свободу слова, на то, чтобы свое мнение, требование, протест, идею передать на рассмотрение в правительство города или республики, в суд чести, на общую конференцию.
- Каждый гражданин имеет право за оскорбление чести и достоинства подать заявление в суд чести.
- Каждый гражданин имеет право выдвигать кандидатов в соответствии с Законом о выборах, самовыдвигаться, избирать и быть избранным в любой орган республики.
- Каждый гражданин имеет право участвовать во всех сферах жизни республики, присутствовать на вече, на собраниях, заседаниях министерств городских, классных собраниях, получать информацию.
- Каждый гражданин может предложить проведение операции или культурного мероприятия и взять инициативу в свои руки, а также стать инициатором создания любых кружков, секций, клубов, проектов и т.д.
- Каждый гражданин может поставить (перед Советом справедливых) вопрос о пребывании в школе ученика, учителя, сотрудника, если тот своими действиями нарушает Конституцию Республики
Глава 2.
Обязанности всех граждан республики "Альтаир"
- Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию и законы Республики "Альтаир".
- Каждый гражданин школьной республики обязан выполнять решения и постановления органов Республики.
- Каждый гражданин обязан участвовать в дежурстве в соответствии с Законом и Положением о дежурстве.
- Каждый гражданин обязан соблюдать распорядок жизни, установленный в школе.
- Каждый гражданин обязан бережно относится к школьному имуществу и имуществу всех граждан.
- Сотрудники администрации и педагоги обязаны предоставлять ученикам возможность для образования.
- Каждый ученик в соответствии со своими возможностями, образовательными потребностями, индивидуальными планами самосовершенствования обязан исполнять условия для образования.
Глава 3.
Школьное правительство
Для организации выполнения законов и конституции, подготовки новых законов, организации жизнедеятельности школьной республики, ее городов создается Школьное правительство.
Председателем правительства (премьер-министром) является гражданин Республики, избранный Советом министров, утвержденный Советом справедливых.
Заместителем председателя правительства избирается педагог Советом старейшин, утвержденный Советом справедливых.
Совет министров школьного правительства состоит из семи министерств:
- Министерство образования;
- Министерство труда и благоустройства;
- Министерство внутренних дел;
- Министерство культуры и досуга;
- Министерство печати, информации и связи;
- Министерство спорта и туризма;
Каждым министерством руководит министр.
Его первым заместителем является педагог-куратор, назначенный Советом старейшин и утвержденный Советом справедливых.
Выборы в школьное правительство являются прямыми, тайными, всеобщими. Для каждого министра избирается от 2 до 3 заместителей, из разных смен обучения.
Основной формой работы школьного правительства является заседание, планирование работы, поручения министерствам.
Основной формой работы министерств являются Совещания, планирование, организация работы через операции - поручения, контроль выполняемой работы.
Правительство города (класса).
Для организации выполнения законов и Конституции, организации жизнедеятельности городов и их горожан создаются правительства городов.
Руководителем городского правительства является мэр города (староста класса), избираемый открыто и гласно на городском вече большинством голосов.
В правительство города избирается 12 человек:
- начальник управления образования и его заместитель;
- начальник управления спорта и туризма и его заместитель;
- начальник отдела культуры и досуга и его заместитель;
- начальник отдела внутренних дел и его заместитель;
- начальник отдела печати, информации, связи и его заместитель;
- начальник отдела экономики и финансов и его заместитель;
Функции школьного правительства:
- Разрабатывать Конституцию;
- Разрабатывать законы;
- Разрабатывать программу работы министерств городов и управлять выполнением этой программы;
- Осуществляет анализ и контроль выполненных дел;
- Организует соревнование между классами-городами по основным направлениям деятельности.
Функции городского правительства:
- Разрабатывает на основании плана общешкольных дел программу деятельности городского правительства;
- Дает поручения гражданам города, осуществляет контроль за выполнением;
- Организует жизнедеятельность своего города по разным направлениям: самоуправление, трудовая, спортивная деятельность, культурно-массовая, организует дежурство класса, выпуск газет и т.д.
Министры, входящие в республиканский совет
Задача - спланировать и организовать деятельность учащихся по конкретному направлению, организовать и оценить результаты соревнования учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.
- Министр образования и его министерство
- Создание условий для учебной деятельности школьников, сбор информации об учебном процессе, проверка дневников, учебников, интеллектуального марафона.
- Министр культуры и досуга и его министерство
- Отвечает за подготовку вечеров, праздников, фестивалей, игровых конкурсов.
- Министр здравоохранения и спорта и его министерство
- Подготовка и проведение спортивных праздников, участие в городских спортивных соревнованиях, сбор информации о спортивных достижениях учащихся.
- Министр труда и его министерство
- Уборка помещений школы в конце учебных четвертей, распределение классов для дежурства в школе, помощь администрации в обеспечении порядка в школе, проведение экологической акции «Чистый город! Чистая школа!»
- Министр печати и его министерство
- Отвечает за формирование имиджа школы, выпуск школьных газет, обмен информацией с другими организациями
- Министр внутренних дел и правопорядка и его министерство
- отвечает за дежурство в школе, охрану порядка на вечерах, ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения, контроль за выполнением требований правил внутреннего распорядка.
- Классное ученическое собрание классов-городов
- Обсуждает вопросы жизнедеятельности своего класса, принимает решение; обеспечивает право участия в обсуждении и принятии решений каждому ученику города-класса; принятие важных решений о деятельности коллектива, утверждение планов работы, выборы совета класса, мэра класса, ученического актива.
- Классный ученический совет
- рабочий орган самоуправления, который анализирует, контролирует, регулирует и дает самооценку своей работе, работе класса в целом; организует подготовку и проведение КТД.
План работы органов школьного самоуправления
Месяц | Министерство | Мероприятие |
---|---|---|
Сентябрь | образования | подготовка и проведение Праздника Знаний, оформление классных уголков |
культуры | торжественная линейка, посвященная 1 сентября, украшение школы, актового зала. | |
спорта | День здоровья. Походы, экскурсии, "Осенний кросс" | |
печати | выпуск школьной газеты, подготовка информации в течение месяца | |
труда | распределение территории для уборки школы и пришкольной территории | |
правопорядка и внутренних дел | в классах: беседы о ТБ для учащихся, о правилах поведения, организация дежурства по школе | |
Октябрь | образования | Сбор информации об учащихся ДО, проведение праздника 5 кл "Посвящение в члены ШДР "Альтаир" |
культуры | подготовка и проведение праздника "Посвящение в члены ШДР "Альтаир". Концерт для учителей | |
спорта | Соревнования по футболу . | |
печати | выпуск газет к Дню Учителя, организация выполнения рисунков по ПДД, ППБ | |
труда | Осенняя уборка территории школы, генеральные уборки кабинетов в конце четверти и прикрепленных территорий внутри школы | |
правопорядка и внутренних дел | контроль за дежурством по школе, участие в работе Совета профилактики | |
Ноябрь | образования | участие учащихся в школьных олимпиадах, подготовка школы к интеллектуальному марафону |
культуры | конкурсная праздничная программа "Осенний листопад" | |
спорта | конкурс "За здоровый образ жизни", соревнования по пионерболу | |
печати | выставка рисунков «Моя мама» | |
труда | подготовка школы к зимнему периоду, изготовление кормушек для птиц | |
внутренних дел и правопорядка | рейд "Внешний вид учащихся", встреча с инспектором ГИБДД по делам несовершеннолетних | |
Декабрь | образования | анализ успеваемости за полугодие |
культуры | подготовка и проведение новогодних праздников среди учащихся | |
спорта | соревнования по баскетболу | |
печати | выпуск праздничных открыток, стенгазет, посвященных Новому году | |
труда | ремонт книг в школьной библиотеке. Мастерская Деда Мороза (игрушки, поделки). Сбор игрушек для детей из приюта | |
внутренних дел и правопорядка | анализ пропущенных уроков без уважительной причины и опозданий | |
Январь | образования | интеллектуальный марафон |
культуры | подготовка к конкурсу патриотической песни | |
спорта | соревнования по волейболу | |
печати | выпуск тематических стенгазет | |
труда | генеральная уборка помещений школы | |
внутренних дел и правопорядка | контроль за качеством дежурства учащихся | |
Февраль | образования | интеллектуальный марафон |
культуры | выставка творческих работ, посвященная Дню Защитников отечества. Подготовка праздничной программы | |
спорта | военно-спортивный конкурс "Один день в армии". Игра "Зарничка". Лыжные соревнования | |
печати | выпуск газет, боевых листков к Дню защитников отечества | |
труда | рейд по проверке состояния чистоты и порядка в кабинетах. Изготовление сувениров для ветеранов | |
внутренних дел и порядка | Участие в Совете профилактики школы | |
Март | образования | подведение итогов интеллектуального марафона |
культуры | выставка газет, посвященная 8-му марта. Конкурс "Супер-школьница" | |
спорта | Соревнования по плаванию | |
печати | выпуск газет о Международном женском дне | |
труда | генеральная уборка кабинетов, озеленение кабинетов | |
внутренних дел и порядка | анализ пропусков за 3 четверть | |
Апрель | образования | итоги успеваемости учащихся |
культуры | праздник "Юморина" | |
спорта | веселые старты | |
печати | газеты "День смеха", "День Земли" | |
труда | изготовление сувениров для ветеранов ВОВ, генеральная уборка пришкольной территории | |
внутренних дел и порядка | контроль за дежурством по классу, по школе, беседы с нарушителями правопорядка | |
Май | образования | классные часы, посвященные Дню Победы, праздничная программа для ветеранов В .О. войны |
культуры | подготовка к празднику "Последний звонок", «Олимпийскому балу», «За честь школы» | |
спорта | эстафета, посвященная 9-му мая | |
печати | стенгазеты "День Победы" | |
труда | акция "подарок ветерану ВОВ", генеральная уборка помещений школы |